Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) 1 корпуса Дзержинского филиала РАНХиГС №1-2017
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) 1 корпуса Дзержинского филиала РАНХиГС № 2-2017
План мероприятий («Дорожная карта») Дзержинского филиала  РАНХиГС

В сети Интернет имеется версия официального сайта филиала для слабовидящих(для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Наименование показателя

Перечень специальных условий, имеющихся в образовательной организации

1. Организационные рекомендации к образовательным организациям высшего образования

1.1. Деятельность образовательной организации высшего образования по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна регламентироваться документами локального характера.

Порядок проведения в РАНХиГС занятий по физической культуре при различных формах обучения, при сочетании различных форм обучения, а также при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Положение об организации и осуществлении в РАНХиГС образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры

Порядок организации и проведения практики студентов, осваивающих в РАНХиГС образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры

Положение о проведении в РАНХиГС государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (новая редакция)

Инструкция по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, связанной с обеспечением доступности объектов и услуг Дзержинского филиала РАНХиГС и другие документы

Документы

1.2. Создание в образовательной организации высшего образования структурного подразделения, ответственного за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья или придание соответствующих полномочий и ответственности существующим структурным подразделениям.

Центр организационного развития и инклюзивного образования

 

1.3. Ведение специализированного учета инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства осуществляется центром организационного развития и инклюзивного образования, деканатами факультетов

1.4. Размещение информации о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на сайте образовательной организации высшего образования.

Информация о наличии условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья размещена сайте Дзержинского филиал РАНХиГС.

2. Кадровое обеспечение

2.1. Введение в штат образовательных организаций должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В штат Дзержинского филиала РАНХиГС введена должность психолога.

Сотрудники отдела информационных технологий обеспечивают образовательный процесс специальными техническими и программными средствами обучения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

2.2. Дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий.

Осуществлена дополнительная подготовка педагогических работников по программе повышения квалификации «Современные педагогические методы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью» с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека. Для педагогических работников подготовлены Методические рекомендации по работе со студентами-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

 

2.3. Введение в штат образовательных организаций при необходимости должностей сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха; тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением зрения.

 В соответствии с Планом мероприятий («Дорожная карта») Дзержинского филиала РАНХиГС

Образовательный процесс студентов с нарушениями слуха, с нарушениями зрения обеспечивается с помощью услуг сурдотифлоперевода, оказываемых на основании гражданско-правового договора от 16.02.2017 г. № 12

3. Работа с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Наличие в образовательной организации высшего образования системы довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов.

В Дзержинском филиале РАНХиГС программы довузовской подготовки не реализуются

3.2. Организация профориентационной работы с абитуриентами-инвалидами.

С абитуриентами-инвалидами и абитуриентами с ограниченными возможностями здоровья проводится профориентационная работа, которая способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению.

План профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями на 2017 год

3.3. Сопровождение вступительных испытаний в вузе для абитуриентов-инвалидов.

При поступлении в образовательную организацию высшего образования абитуриенты-инвалиды и абитуриенты с ОВЗ, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые Академией самостоятельно, или предоставить результаты Единого государственного экзамена. При выборе абитуриентом-инвалидом вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, создаются специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительного испытания (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

Сопровождение поступающего с ограниченными возможностями здоровья осуществляется членами приемной комиссии, прошедшими специальную подготовку (повышение квалификации по программе Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов представлены по адресу: http://dzr.ranepa.ru/abitur/

4. Доступности зданий образовательной организации и безопасного в ней нахождения

4.1. Обеспечение доступности, прилегающей к образовательной организации территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нозологий

Образовательный процесс для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидов проводится по адресам:

г. Дзержинск, ул. Черняховского д. 24

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) 1 корпуса Дзержинского филиала РАНХиГС №1-2017 от 18.09.2017

г. Дзержинск, ул. Студенческая д.61а

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) 1 корпуса Дзержинского филиала РАНХиГС № 2-2017 18.09.2017 г.

 В зданиях предусмотрен вход с минимальным перепадом высот, оборудованный пандусом и звонком к дежурному сотруднику службы охраны;

на первом этаже корпуса № 1 без перепада высот от уровня входа находятся:  

— специализированная аудитории для практических занятий

 — лекционная аудитория.

4.2. Наличие специальных мест в аудиториях для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В аудиториях предусмотрены специальные места, обозначенные знаком «Доступная среда»

4.3. Наличие оборудованных санитарно-гигиенических помещений для студентов различных нозологий.

В корпусе №1 имеется санитарно-гигиеническая комната для студентов различных нозологий.

4.4. Наличие системы сигнализации и оповещения для студентов различных нозологий.

 — У входа в здание имеется звонок для вызова дежурного

4.5. Обеспечение доступности зданий студенческих общежитий

Дзержинский филиал РАНХиГС не располагает общежитием.

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

5.1 Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями слуха.

Для студентов с нарушением слуха для передачи учебной информации используются: колонки компьютерные, мультимедийный проектор, NVDA – «экранный ридер», интерактивная доска

 

5.2. Наличие брайлевской компьютерной техники, электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями зрения.

Для студентов с нарушением зрения для передачи учебной информации используются следующие программные средства: экранная лупа, экранный диктор.

5.3. Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются следующие программные средства: экранная клавиатура.

6. Адаптация образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

6.1. Включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей).

В программы подготовки специалистов среднего звена включены дисциплины социально-гуманитарного назначения и дисциплины, имеющие профессиональную направленность: «Организация и технология коммерческой деятельности», «Социальная психология», «Основы социологии и политологии», «Безопасность жизнедеятельности», «Право социального обеспечения», «Психология социально-правовой деятельности», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Психология деловых отношений», при изучении которых не требуется особых физических усилий и специальных приспособлений.

В вариативную часть образовательных программ высшего образования включены дисциплины, которые позволяют проводить дополнительную индивидуализированную коррекцию нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональную и социальную адаптации на этапе получения высшего образования.

6.2. Выбор методов обучения, осуществляемый образовательной организацией, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательном процессе преподавателями используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.

 

На заседании кафедр обсуждаются выбор методов и технологий  обучения преподаваемых дисциплин с учетом нозологий

6.3. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Подбор и разработка учебных материалов производится с учетом индивидуальных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья:

для лиц с нарушением зрения — персональный

компьютер с контрастной цветовой схемой,

специализированными программными и

аппаратными средствами, специально ориентированными на указанную категорию пользователей:

 — экранная лупа, позволяющая увеличить изображение на определенном участке экрана;

 — NVDA – бесплатный свободно распространяемый (на условиях лицензии GPLv.2) «экранный ридер», позволяющий озвучивать голосом текст, отображенный на экране.

 — наушники.

Для лиц с нарушением зрения

электронные ресурсы доступны как с рабочих мест Библиотеки, так и с собственных

компьютеров и мобильных устройств пользователей.

ЭБС «IPRbooks» имеет:

 — версию сайта для студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

 — мобильное приложение, адаптированное для нужд лиц с ограниченными возможностями по зрению;

 — коллекцию аудиокниг.

ЭБС издательства «Лань»:

 — мобильное приложение с интегрированным синтезатором речи.

ЭБС издательства «ЮРАЙТ» имеет функционал изменения размера шрифта для студентов с ограниченными возможностями по зрению.

6.4. Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности для данных обучающихся.

Филиалом заключены договоры на прохождение всех видов практики, обучающихся с ОВЗ и инвалидов по всем реализуемых направлениям и специальностям с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

6.5. Проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для осуществления промежуточной и государственной итоговой аттестации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Форма проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости по заявлению студента предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

6.6. Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный учебный план составляется с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При необходимости срок обучения может быть увеличен, но не более чем на год.

При составлении индивидуального графика предусмотрены различные варианты проведения занятий:

 — в образовательной организации (в академической группе и индивидуально);

 — с использованием ресурсов информационно-образовательной среды организации.

6.7. Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и их закреплению на рабочих местах.

Организация и проведение презентаций, встреч с работодателями, индивидуальных консультаций по вопросам трудоустройства.

Взаимодействие с общественными организациями, защищающими права и интересы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

7. Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

7.1. Использование технологических средств электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нозологий.

Официальный сайт Дзержинского филиала ориентирован на то, чтобы и интерфейс, и контент с самого начала отвечали потребностям наибольшего числа обучаемых, т.е. обладает универсальным дизайном.

7.2. Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья

Создание текстовых версий любого нетекстового контента.

Возможность масштабирования текстов и изображений.

Доступность управления контентом с клавиатуры.

7.3. Обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий.

Использование дистанционных образовательных технологий по образовательным программам не ведётся.

 

8. Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережения

8.1. Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Организационно-педагогическое сопровождение:

 — контроль за посещаемостью занятий;

 — помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

 — организация индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов;

 — контроль аттестаций, сдачи экзаменов, зачетов, ликвидации академических задолженностей;

 — коррекция взаимодействия преподаватель-инвалид в учебном процессе;

 — консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов.

Психолого-педагогическое сопровождение:

Организация и проведение психологического консультирования с целью изучения, развития и коррекции личности, её профессионального становления с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

Медико-оздоровительное сопровождение:

организация своевременной диагностики физического состояния.

Социальное сопровождение:

Организация и проведение мероприятий, направленных на социальную поддержку инвалидов (содействие в решении бытовых проблем, социальные выплаты, выделение материальной помощи, стипендиальное обеспечение)

8.2. Установление образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины «физическая культура».

Установлен особый порядок освоения дисциплины «физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры

8.3. Оснащение образовательных организаций спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий.

Установка тренажеров общеукрепляющей направленности и фитнес-тренажеров В спортивном зале установлены фитнес-тренажеры и тренажеры общеукрепляющей направленности. В спортивном зале создана безбарьерная среда.

8.4. Создание в образовательной организации толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи студентам-инвалидам.

Проведение циклов лекций по вопросам формирования:

— гражданской правовой, профессиональной позиции соучастия;

— способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия пропаганды:

— гигиенических знаний и здорового образа жизни;

— волонтерского движения среди студенчества.

8.5. Наличие отделения поликлиники или медпункта в образовательной организации.

В Дзержинском филиале РАНХиГС осуществляется оказание медико-санитарной помощи по месту нахождения лечебных учреждений:

1. ГБУЗ «Городская больница № 2 г. Дзержинска»,

2. в отношении несовершеннолетних, обучающихся по очной форме обучения – ГБУЗ «Детская городская поликлиника № 10 г. Дзержинск.

В здании филиала оснащен медицинский кабинет.